Вы можете связаться с нами для получения интересующей Вас информации:
тел. (812) 928-39-33

Главная страница НовостиПрайс-листВход на сайтКонтакты
Последние статьи

Мозаики в жизни ребенка


Когда вы наблюдаете за малышом, который складывает мозаику, то вам может на первый взгляд показаться, что это очень просто: знай себе, сиди и втыкай фишки. Это всего лишь пустое занятие, которое помогает убить время. Однако за кажущейся простотой и вседоступностью скрыта многогранная, тонкая, важная деятельность, которая способствует во многом раскрытию творческого отношения к видению мира. Педагоги и родители покупают по инерции своим детям наборы мозаики, но в полной мере не используют их в силу некоторых причин.

Мозаика как средство развития


Мозаика - это метод получения узора или другого изображения из маленьких элементов (керамических плиток, цветных камней и т.д.). В настоящее время имеется большое количество различных наборов мозаики для детей. Для психического развития ребенка составление мозаики очень важно. Во-первых, это способствует развитию воображения, образного мышления, мелкой моторики ручек. Во-вторых, создание изображения из мозаики способствует развитию у ребенка целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. В-третьих, мозаика способствует развитию у ребенка
художественного вкуса, а также дает возможность ребенку проявить свою творческую активность и является средством , помогающим познавать мир.

Для малыша мозаики - вещь крайне необходимая. Когда же мозаика "ведет" за собой развитие ребенка и помогает "построить" личность, для какого возрастного периода является эта деятельность актуальной для ребенка? Следует проследить процесс и особенности создания мозаичного панно, чтобы ответить на этот вопрос. Мозаика от рисования коренным образом отличается тем, что актуализация образа в процессе рисования происходит быстро и спонтанно (точка, точка, запятая, минус - рожица кривая), а для получения мозаичного изображения требуется время, а, следовательно, надо держать в памяти образ как цель. Помимо этого, мозаика является особым видом познавательной деятельности, так как она в большей степени символична, чем рисование. Мозаика по своей сути является точечным рисунком, а процесс рисования по точкам может осуществляться уже при хорошем развитии детализованных представлений. Все эти доводы нам говорят в пользу актуальности мозаики для детей, начиная с 3- 4 и даже 5 лет. Однако то количество видов мозаик, которое предлагается в настоящее время, позволяет использование их на более раннем этапе жизни ребенка - от 1 - 2 лет.

Как из того многообразия мозаик, которое существует на современном рынке игрушек, выбрать именно то, что нужно вашему малышу?

Для самых маленьких детей


На рынке игрушек в настоящее время существуют наборы мозаик для совсем маленьких детей - от 1 года. В таких мозаиках нет поля для построения изображения, а имеются фигурные детали размером до 8 см, которые соединяются между собой выступами и прорезями. Изображения из такой мозаики можно составлять на любой горизонтальной поверхности - на столе, на полу и т.д. Детали такого крупного размера ребенок легко может держать в ручках. Помимо этого, такие элементы полностью соответствуют познавательному уровню развития ребенка. Такие элементы ребенок может соединять между собой и получать изображения, доступные для ребенка этого возраста: кружок, который для него может быть, например, солнышком или цветочком, дорожку и т.д. Ребенка этого возраста привлекает не столько получение изображения, сколько сам принцип соединения деталей, а также процесс изучения элементов (рассматривание формы, цвета) и цветовое соотношение, которое получается при создании целого изображения. Следовательно, ожидать от ребенка того, что он сразу поймет задачу создания из мозаики рисунка, не нужно. Ребенка, как настоящего экспериментатора, интересует "как это работает". Поиграйте с ребенком. Покажите малышу принцип соединения деталей, полюбуйтесь вместе разнообразием цветов, вместе соберите дорожку, поводите по ней любимого мишку. Вы приведете малыша в восторг, если составите из элементов сплошное поле, на котором получится какое-либо изображение, например, солнышко.

Эта разновидность мозаики может прослужить вашему ребенку вплоть до 4 - 5 лет. Позаботьтесь только о том, чтобы вместе с малышом увеличивалось количество элементов мозаики. Мозаики этого вида дети, давая волю воображению, часто вставляют в сюжетные игры, составляя изображения на столе, на полу или на любой другой горизонтальной поверхности.

Очень хороши для малышей в возрасте 1 - 3 лет мозаики без ножек. Особенность таких мозаик в том, что ножки имеются не на фишках, а на поле. Такие мозаики обычно имеют фишки крупных размеров (иногда до 8 см). Такие фишки удобно держать в ручках, и можно не опасаться, что малыш нечаянно проглотит одну из них. Этот вид мозаики можно встретить часто в комплекте с вертикальным полем довольно большого размера (до 1 м). Эта разновидность замечательна для малыша тем, что движения малыша не ограничены. Помимо этого, такие поля иногда имеют уже раскраску, то есть на них нанесено какое-то изображение (например, бабочка). Это дает малышу возможность создавать сложные рисунки, соотнося цвета фишек и выступов на поле, собирать довольно сложные рисунки. Чувствовать себя создателем - здорово! Но существует и обратная сторона этого. Имея такие трафаретные изображения, оторваться от такого фиксированного изображения трудно, снижается возможность создания чего-то нового, своего. Конечно, надо сказать в защиту таких мозаик, что указанная проблема относится к детям более поздней возрастной категории, когда уже ребенок сам в состоянии придумать что-то свое.

В возрасте расцвета мозаичных сил


Интересоваться составлением изображения малыши начинают к 3-м годам. Не малое значение для этого, конечно, имеет влияние взрослого, который вместе с ребенком собирает рисунок из мозаики.  Для ребенка этой возрастной группы доступными являются простые изображения знакомых предметов: например, домик, солнышко, цветочек и т. д. Как показывают исследования психологов, "традиция" использования детской мозаики почти только для этих изображений передается из поколения в поколение. Такая тенденция значительно ограничивает продуктивную деятельность ребенка. Как отмечают многие педагоги, психологи и родители, может быть по этой причине у детей очень недолог период увлечения мозаикой. Однако, гораздо шире диапазон возможностей мозаики.
Рисунки из мозаики впечатляют всегда. Очень красив и богат этот вид изобразительной деятельности и требует творческого отношения. Именно поэтому он прошел проверку временем. В связи с этим очень важно показать малышу,что мозаика является одним из способов изображения всего, включая сюжеты. С помощью мозаики можно изобразить какой-либо сюжет из известной сказки (например, "Репка") и рассказать ребенку изображенный эпизод из сказки. Таким образом ребенок получит представление о возможностях использования мозаики. Или, собрав из мозаики изображение кораблика, придумайте рассказ про то, как кораблик на всех парусах плывет по морю в дальние страны к неизведанным островам.

Магнитные мозаики хорошо начинать использовать, когда ребенку около 3-х лет. Эти мозаики обычно состоят из магнитного поля и фишек (с маленькими магнитиками внутри), которые легко на этом поле крепятся. Отсутствие сложных и не очень креплений на фишках является несомненным преимуществом такой мозаики. Фишки в такой мозаике легко переставляются, а изображения хорошо фиксируются на доске. Помимо этого детей интересует такое физическое явление, как магнетизм, и малыши экспериментируют с ним с большим удовольствием.  Магнитные мозаики имеют еще одно достоинство. Детали магнитной мозаики могут крепиться к любым металлическим поверхностям (например, к холодильнику, металлическим ключам), а к деревянному столу фишки почему-то не "прилипают". Это очень интересует ребенка. Не только на горизонтальной поверхности можно создавать шедевры. Созданное на вертикальной поверхности (на холодильнике) изображение и выглядит совсем по-другому, и для своего создания требует иных движений ручек, глаз, что, конечно, увеличивает диапазон возможностей действий ребенка.

Долго может прослужить ребенку такой вид мозаики. Ребенок младшего школьного возраста (7 - 9 лет) иногда с большим интересом будет создавать свой шедевр, придумывая что-либо новое, необыкновенное. Как уже говорилось выше, единственным условием для этого является увеличение числа деталей с возрастом ребенка.

Когда ребенок достигнет возраста 3-х лет, то ему можно приобрести мозаику с ножками, так хорошо всем известную. В такой мозаике наличие поля для сборки изображения обязательно. В наборах этих мозаик фишки бывают различных расцветок и форм, даже бывают полупрозрачные.  Радуют детей и доставляют эстетическое удовольствие разноцветные детали, сквозь которые проникает свет. Будет очень красиво, если, например, с помощью лампы пропустить свет через изображение, собранное из такой мозаики.

В возрасте 4 - 6 лет эта мозаика все-таки приобретает особую актуальность. Этот возраст является временем расцвета для всех продуктивных видов деятельности: конструирования, лепки, рисования и т.д. Не исключением в этом ряду будет и мозаика. Она занимает в этом ряду особое положение, так как создание точечного рисунка является делом не простым потому, что требует длительного удержания образа, который является  желаемой целью деятельности, большой производительности  и развитости представлений.

Маленькое поле, на котором нелегко развернуться, является, к сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками, и весьма небольшое фишек: чтобы покрыть все поле, их зачастую не хватает. При составлении узора из мозаики хочется, как на листе бумаги, "закрасить" все поле цветом, не оставив ни одного белого пятнышка. У детей возникает часто большое желание изобразить, как при рисовании, например, битву богатыря со змеем. Именно это и является причиной, по которой мозаики быстро надоедают детям, несмотря на то, что для малышей этот вид деятельности очень привлекателен. И1менно по этой причине для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом является приобретение большого поля с большим количеством фишек, причем различных цветов, используя которые ребенок сможет изобразить все, что ему захочется, а не примитивные домики и бабочек. При покупке мозаики с ножками надо обязательно проверить, насколько легко фишки втыкаются в поле и насколько легко они вынимаются, хорошо ли держится собранное изображение, или фишки сразу же выскакивают после переворачивания поля. Проверьте качесто изделий, чтобы ребенок не поранил руки деталями мозаики.  

Тетрис-мозаики являются одним из видов мозаик с ножками. Они отличаются от других мозаик специфической формой фишек, напоминающих фигурки общеизвестной игры "Тетрис". При составлении изображения из такой мозаики обычно получается сплошная, гладкая поверхность, так как детали этой мозаики довольно мелкие. Эти мозаики подходят для детей 5 - 6 лет и старше, так как при работе с тетрис-мозаиками необходима уже хорошо развитая мелкая моторика ручек, усидчивость, внимание и высокий уровень производительности.

Ребенок с восторгом примет еще один вид мозаики - термомозаику в этом же возрасте. Дело в том, что не только разрушать и ломать что-то может ребенок в возрасте около 3-х лет, но и создавать что-либо. Дети очень ценят, показывают взрослым в ожидании поощрения, оберегают от других детей то, что создали своими руками. Ребенок часто просит не трогать его шедевр, чтобы все оставалось в том виде, как он это сделал. Это не оттого, что он не хочет поделиться с другими. А дело в том, что созданное ребенком изделие подтверждает, что ребенок умеет что-то делать своими руками, что он - творец. И ребенок очень расстраивается, если видит, что через какое-то время от его изделия (рисунка, пластилиновой фигурки и др.) ничего не осталось. Такое уважение к своему труду способствует тому, что и к чужому труду ребенок будет относиться с уважением. Как раз по этой причине прекрасным средством самовыражения ребенка является термомозаика. В комплект такой мозаики входит набор, состоящий из большого количества похожих на бисер деталей разных цветов, которые фиксируются на поле с ножками (т.е. на ножки поля одевается каждая деталь). Полученный рисунок обрабатывают утюгом, и детали, слипаясь между собой, образуют неразрывное, цельное изображение. Это изображение снимают с поля. Его можно поместить в рамку или даже подарить. Если изображение зафиксировано, то повторно эти детали уже использовать нельзя. Поле же используется многократно. Однако, когда вы фиксируете изображение, старайтесь не передержать утюг, чтобы фишки не прилипли к полю, так как в случае прилипания фишек испорченное поле безвозвратно утрачено.

При выборе такой мозаики для ребенка помните о ее соответствии возрастным особенностям ребенка. Для детей 3 - 4 лет надо выбирать мозаику с более крупными деталями и простым полем, а затем надо обязательно помогать ребенку, а не оставлять его наедине с этой сложной и кропотливой работой. Когда ребенку уже 5 - 6 лет, то с набором термомозаики его можно оставить одного, но обязательно надо помочь ему при фиксировании изделия утюгом.

Мозаики, собирающиеся по образцу


Почти во всех наборах мозаик прилагаются от прозводителя образцы для сборки, то есть такие картинки, которые действительно возможно сложить с помощью данного набора (т.е. и поля и фишек хватит). Образцы могут быть представлены либо в виде рисунка, либо в виде фотографии. Точное количество фишек, которое необходимо для сборки изображения, отражено даже в нарисованных образцах. Не спешите требовать от ребенка точного следования такой инструкции, хотя действие по прилагаемому образцу - это, конечно, важное умение, доступное для детей не младше 5 лет. И вообще детям с 6 - 7 лет поддаются сложные рисунки, которые создаются с помощью графических образцов, особенно тех, которые представлены в виде схем. Требуется участие знаково-символического мышления, чтобы понять, что крестиками обозначены фишки и их количество каждого цвета. Мозаики, состоящие из маленьких фишек (например, тетрис-мозаики), представляют немалую трудность. Высокого уровня производительности требует такая работа, целенаправленными должны быть действия ребенка, зачастую от малыша требуется умение считать (в противном случае с количеством фишек можно ошибиться), должен быть достаточно развит самоконтроль, умение проверить правильность проделанной работы и вовремя исправлять ошибки. В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) образец уже играет особую роль в жизни ребенка. Мозаики являются тем видом деятельности, который дает возможность сравнить свое произведение с правилом именно из-за наличия образца. Следовательно, такой вид деятельности, с одной стороны, дает ребенку возможность актуализировать собственный образ, проявить творческое начало, а с другой стороны, производить действие в соответствии с прилагаемым образцом. Замечательным образом сочетаются в мозаике эти две, вроде бы противоположные по сути деятельности, которые являются необходимыми для подготовки к школе.

В возрасте 3 лет, еще задолго до школы, ребенку можно задавать образец, но абстрактный, а не конкретный. Например, с помощью мозаики можно попросить ребенка нарисовать цветочек. "Цветочек" для малыша это и будет образец, который обладает вышеуказанными обеими характеристиками: свободой и, в то же время, образцовостью, так как в итоге у малыша цветочек получится совершенно особый, который будет соответствовать именно его представлениям и отражать выбранный им образ. А именно, умение следовать заданным правилам является первым шагом к произвольности. С помощью уточнения задаваемого образца можно усложнять задачу. Например, нарисуй синий цветочек, нарисуй синий цветочек с оранжевой серединкой и т.д.

НЕ мозаика


Сегодня ошибочно называют мозаиками некоторые изделия, которые по сути своей деятельности вовсе мозаиками не являются. Так, аппликации нередко называют мозаиками. Аппликации же представляют собой такой вид деятельности, в котором целое изображение создают из заготовленных заранее частей, тогда как в мозаике имеются фишки, а не части. Фишки же являются лишь "точками", из которых и делается рисунок. Эти два вида деятельности, конечно, очень похожи друг на друга, но и различия их тоже весьма очевидны, а так как есть различия, то и формируют они разные стороны психики ребенка. Для детей более раннего возраста доступны аппликации, так как гораздо проще создать целое из имеющихся частей, чем собрать из мозаики тот же рисунок (например, грибок). Заранее можно заготовить и дать ребенку части аппликации для создания изображения, а мозаику - нет. Конечно, возможно заранее приготовить закрашенное поле или заготовки человечков по методу термомозаики. Однако, во-первых, в мозаике будет выше вариативность действий, а, следовательно, и собственная активность ребенка будет выше. Во-вторых, по сравнению с аппликацией, мозаика требует более высокой развитости представлений. Это вовсе не означает, что аппликация является менее важной деятельностью, чем мозаика. Аппликация, как и любой другой вид продуктивной деятельности, также может развиваться и расти  вместе с ребенком, достигая все более и более сложных форм. При организации предметной среды для ребенка и подборе игрушек это важно учитывать: тем разносторонее будет развиваться его психика, чем разнообразнее и богаче предметная среда ребенка. В связи с этим обстоятельством очень важно, чтобы у ребенка были и мозаики (другие наборы для продуктивной деятельности), и аппликации. Конечно, очень желательно, чтобы они качественно отличались друг от друга.

Обучающий счету и чтению материал также все чаще продают в виде мозаик с ножками. В такой мозаике фишки являются буквами и цифрами, которые имеют ножки для крепления на поле. Создавать узоры из таких фишек можно, но если говорить о мозаике, как о способе создания изображений, то для этого такие наборы непригодны.

Пазлы или другие составные картинки иногда ошибочно называют мозаиками. Это в корне совсем не верно. При сборке пазлов создаваемая из определенных элементов (частей целого) картинка имеет неизменное изображение и творческой деятельности ребенка не предполагает. Пазлы задействуют скорее образы восприятия, чем мышления, что говорит о различных уровнях проявления активности ребенка. Как раз по этой причине иногда сложные составные картинки оказываются доступными для детей, не достигших 2-х лет, тогда как самое простое изображение из мозаики доступно детям только ближе к трехлетнему возрасту. Дети в возрасте 3 - 4 лет зачастую просто с интересом втыкают в поле фишки по порядку, иногда по цвету, не создавая никакого узора, но считают при этом, что получается красиво и не определяют для себя целью что-либо изобразить, хотя целью мозаики считается именно изображение. Собирание же пазлов в этом возрасте достигает весьма большого размаха - до ста и более деталей. Это обстоятельство указывает на то, какие разные психические процессы используются в этих видах деятельности, и в какой степени они требуют разных уровней психического развития. Этот факт ни в коем случае не говорит о том, что при выборе игрушки для малыша следует обратить свой взор только на мозаику. Надо, чтобы среда ребенка была максимально разнообразной и соответствовала возможностям и потребностям самого малыша.  

Мозаика окружает нас


К большому сожалению, как уже говорилось выше, в настоящее время редко мозаики используют в полной мере. Одной из причин этого является маленькое поле, которое ограничивает действия ребенка, и недостаточное количество фишек и спектра их цветов. Если вы покажете ребенку, что мозаичное рисование можно производить как с помощью купленного набора, так и с использованием другого подручного материала, вы откроете ребенку целый мир, подарите ему ощущение, что он - творец этого мира. Альтернативой традиционной мозаике могут быть различные мелкие предметы, из большого количества которых можно составлять целые рисунки. Использование в таком мозаичном рисунке разнообразных предметов обогащает его, делает насыщенней, фактурней, а иногда и придает ему определенный смысл. Например, можно создать мозаичное панно "На морском дне". При получении такой картинки можно использовать осколки стекла, мелкие камешки, ракушки, пуговки и др. На такой картинке морским дном будут камешки, водорослями - ракушки, монетки и стекляшки - сокровищами затонувших кораблей, пуговицы - сундуком и т.д. Увековечить это совместное творение можно с помощью клея. При занятиях с ребенком рисованием с помощью таких мозаик вы можете помочь ему в развитии всей его психической деятельности и таких важных интеллектуальных процессов, как воображение, мышление, восприятие, эмоциональности ребенка, поможете развивать интерес к самостоятельному творчеству. Проявите свою сообразительность, ищите, творите, придумывайте. И тогда ваш малыш удивит вас - какая из него выросла творческая личность!