Вы можете связаться с нами для получения интересующей Вас информации:
тел. (812) 928-39-33

Главная страница НовостиПрайс-листВход на сайтКонтакты
Последние статьи

Блог / Новости RSS 2.0

Игрушки для детей от двух до трех лет

Игрушки для детей от двух до трех лет

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет, то есть на протяжении всего раннего возраста, знакомится, усваивает и совершенствует различные действия с предметами, учится играть с игрушками, использовать бытовые предметы, а также овладевает речью, что создает предпосылки для развития наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. Освоенные действия с предметами малыш совершенствует на третьем году жизни, стремится проявить свою активность с постепенным усложнением игры. Поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления малышу необходимы более сложные игрушки, ассортимент требуемых игрушек расширяется.

Если взрослые показывают признание достижений ребенка, то это способствует стремлению малыша к результатам деятельности, утверждая таким образом собственное Я. Этот возрастной период, такой важный и интенсивный, заканчивается кризисом трех лет, во время которого самостоятельность малыша возрастает и формируется целенаправленность действий.

Малышу необходимо для своевременного и нормального развития обеспечить возможность действия с различным игровым материалом и полноценную развивающую среду. А теперь постараемся рассмотреть основные виды активности двухлетнего малыша и требуемые для этого игрушки.

Порядок в мире игрушек

К двум годам у многих детей появляется желание и способность к установлению порядка в окружающем его мире, то есть появляется такой детский педантизм. Ребенку не нравится, если что-либо лежит не на своем месте, он требует точного соблюдения всех церемоний. Ребенок раскладывает игрушки по местам, которые взрослый для них определил, старается в действиях с различными предметами соблюдать правила с большим удовольствием. У ребенка образуется свое "игрушечное" хозяйство. С учетом этого ребенка легко можно приучить соблюдать режим и помочь ребенку в организации его действий. Для того, чтобы приучить ребенка к аккуратности, это самое благоприятное время. Эти навыки останутся с ним на всю жизнь. Если же вы упустите это время, то достаточно сложно будет его наверстать.

Ребенку необходимо к двум годам обеспечить его собственное пространство. Это может быть целая детская комната или игровой уголок. Как это пространство организовано, ребенок должен хорошо понимать. У каждой вещи должно быть свое место и предназначение. Это касается в первую очередь игрушек, так как они являются собственностью малыша. Полки, стеллаж, корзинки, коробки и т.д. помогут организовать это пространство. Чтобы малышу было удобнее делать постройки, кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу.  Детский стол и стульчик понадобятся для действий с некоторыми игрушками (вкладышами, картинками, волчками и др.). Уголок с необходимой кукольной утварью (кроваткой, одеждой, посудой и др.) следует отвести для игры с куклами. Для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках, построек из кубиков важно обеспечить свободное пространство на полу. В доступном для малыша месте, на нижних полках стеллажа, должны располагаться его любимые игрушки, которые появляются в этом возрасте, чтобы малыш, не прибегая к вашей помощи мог поиграть с ними, когда ему захочется. Игрушки, которые требуют особого, бережного отношения, следует располагать на верхних полках. Малышу будет легче организовать свои действия и поддерживать порядок в таком продуманном пространстве.

Приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки вам поможет стремление малыша поступать "так, как надо", то есть так, как определил взрослый. Всегда следует помнить, что для малыша очень важно знать, что он правильно делает, чувствовать свою самостоятельность и за свои действия получать похвалу взрослых.

Как рождается игра

Зарождением, началом игры знаменуется третий год жизни ребенка. Это еще игрой в полном смысле этого слова, то есть осознаваемой ребенком, творческой игровой деятельностью, не является. И в то же время это уже не предметно-практические действия с игрушками, доминировавшими на втором году жизни. Малыш теперь уже не просто пробует свойства различных предметов - игровых материалов, а применяет их по назначению, имитируя разные жизненные ситуации: сварить кашу, покормить куклу, положить ее спать. Эта игра носит название процессуальной, так как смысл ее заключается не в сюжете, а именно в самом процессе действия. Одно и то же действие, например, укладывать куклу спать, малыш может долго повторять. Без логической связи одно действие может переходить в другое: куклу положили спать, потом сразу же покормили и снова уложили спать и т.д. Не изобретая ничего нового, малыш воспроизводит те же действия, что ему показал взрослый, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но процессуальная игра, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, очень важна, потому что она предшествует настоящей творческой игре и для ее развития необходима.

Сама по себе игра возникнуть не может, нужна помощь умеющих играть, родителей или старших братьев или сестер, то есть тех, кто может передать малышу основы этого очень важного занятия. Поэтому от совместной игры с малышом, от вашего непосредственного участия зависит то, насколько творческой, развитой и полной будет его игра. Поэтому очень важно пройти вместе с ребенком этот увлекательный путь от самых простых игровых действий (кормление ложкой куклы) до настоящей творческой игры, в которой малыш будет уже исполнять роль дочки, мамы, пациента, врача и т.д.

Небольшое количество реалистических игрушек понадобится для того, чтобы организовать игру: куклы, кроватка, стульчик, кукольная посуда, расческа и др. Следует, однако, помнить, что игрушек не должно быть слишком много, потому что это может дезориентировать ребенка. Надо выбрать самое необходимое.

Подбор игрушек для малыша

1. Для ребенка вполне достаточно 2 - 3 разных кукол:
- Пластиковые;
- Тряпичные (высота до 30 см);
- Кукла-голыш с необходимым минимумом простой одежды (с липучками или большими пуговицами);
- Набор маленьких "пупсиков" в разных позах.
2. Кукольные атрибуты, соответствующие размерам кукол:
- Мебель и другое оборудование для кукол (кроватка, стол, стульчик, ванночка);
- Набор кукольной посуды (плита, кастрюли, чайник и т.д.);
- "Продукты питания" - наборы хлеба, овощей, фруктов;
- "Предметы гигиены" для кукол - расчески, мыло, щетки и т.д.
3. Игрушечные зверушки - маленькие и средних размеров с желательно достоверной, реалистичной, выразительной внешностью.
4. Для детской игры, наряду с реалистическими игрушками, требуются также предметы неопределенного назначения, которые могут играть роль предметов-заместителей. Например, колечки, шарики, кусочки ткани или поролона, брусочки разных цветов и размеров и др.

Важно помнить, что для игровых действий малыша образные игрушки (мягкие игрушки, куклы и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми. С такими игрушками удобно оперировать: собачка может вставать на задние лапки, куклу легко уложить в кроватку или посадить на стульчик, а мишка может похлопать в ладоши. Игрушка должна иметь четкий, реалистичный и узнаваемый для ребенка образ.

Роботы-трансформеры, плачущие и писающие куклы и другие интерактивные игрушки не позволяют начать игру, потому что исключают фантазию ребенка и игровые действия.

Первые сюжеты для игр

Можно включать в различные сюжеты простые действия с предметами, которые стали уже доступными для малыша. Малышу так с ними будет интереснее действовать и такие занятия будут полезны для развития речи и воображения. Приведем в качестве примера несколько несложных сюжетов, которые можно использовать в игре с ребенком:

Баюшки-баю

Куклу побаюкать на руках, положить в кроватку, накрыть одеяльцем, погладить, поцеловать куклу и покачать кроватку.

Пора кушать

Сварить суп или кашу, накрыть стол скатертью, расставить приборы, покормить куклу из ложечки (можно использовать палочку). Испечь пирожки, Сварить яйцо (шарик), подуть на него, разбить ложечкой. Порезать колбасу ножом (палочкой). Налить и напоить кукол соком. Затем помыть посуду и вытереть ее полотенцем.

Мы идем гулять

Катание с горки на дощечке или на машине. Прогулка в коляске или на машине.

Надо, надо умываться

В ванночке искупать куклу (можно использовать вместо губки и мыла шарик, кубик, кусочек поролона). Почистить зубки куклам, используя детскую зубную щетку или просто палочку. Затем куклу надо причесать, используя расческу или палочку, дать ей посмотреться в зеркальце.

Приходите в гости к нам

Пригласите кукол и зверушек на праздничный обед. Накройте праздничный стол, расставьте посуду по числу приглашенных гостей, поставьте угощение - фрукты, овощи, конфеты и др. Рассадите гостей за столом. Угощение разложите по тарелкам.

При организации игры надо оставлять пространство для свободной игры ребенка. Постарайтесь, чтобы он мог включать свое воображение, поддержите его игровые начинания.

Любимая игрушка ребенка

Кукол все малыши воспринимают "всерьез", как живых. В этом возрасте у многих детей уже начинают появляться любимые игрушки. С ними дети не расстаются ни днем, ни ночью: вместе едят, гуляют, спят, берут их с собой в детский сад. Чаще всего такими друзьями бывают мягкие игрушки с привлекательным ярким образом: плюшевые мишки, собачки, киски, зайчики, с которыми малышу удобно действовать. Одушевить и наделить характером игрушку, выбрать любимую игрушку самому малышу еще, конечно, трудно. Близкий взрослый, который хорошо знает и чувствует малыша, в этом ему помогает. Опорой в развитии внутреннего мира может быть такая любимая игрушка-подружка.

На помощь приходит кукла

С такими проявлениями в поведении двухлетнего ребенка, как упрямство, капризы и истерики, приходилось сталкиваться многим родителям. Родителям начинает казаться, что потерян контакт с ребенком, что ребенок не слышит и не хочет делать то, что взрослый от него просит. Но с помощью игрушки можно решить и такие сложные моменты. Ребенок принимает куклу, действующую от лица взрослого, как отдельное, самостоятельное существо. А это означает, что взрослому кукла не только может помочь организовать, начать игру, но и наладить общение с ребенком.

Надо выбрать какой-либо яркий образ, с помощью которого вы будете общаться с ребенком. Чаще всего для этой цели используются куклы-бибабо. Эти куклы состоят из твердой головы и прикрепленного к ней тела-костюма. Кукла надевается на руку. Головой управляет указательный палец, а средний и большой - руками. Эти куклы могут принимать различные позы, умеют кричать, плакать, удивляться, обижаться. Такая кукла может выразить все, что испытывает ваш ребенок. Такой независимый отдельный персонаж может, например, уговорить ребенка убрать после игры на место свои игрушки.

Что для игры еще необходимо

Машинки для перевозки

Актуальными на третьем году жизни остаются так называемые задние каталки - каталки, которые ребенок за собой тянет на веревочке. Но только теперь малышу больше нравится использовать их в качестве транспортного средства, то есть в этих машинках-каталках перевозить различные игрушки: кукол, мишек, кубики и др. Грузовички с открытым кузовом прекрасно подойдут для этой цели. Они должны быть устойчивыми, не переворачиваясь, когда в них находится "пассажир". Размер кузова должен соответствовать размеру кукол и мягких игрушек, с которыми малыш играет. Вы должны помочь ребенку организовать сюжет игры: кукла, например, может отправиться в гости, а мишка - в путешествие.

Кубики, строительные наборы и первые конструкторы

Если ваш ребенок может с легкостью построить башню из 2 - 3 кубиков, можно предложить ему постройку более сложного сооружения. Разумнее, конечно, будет приобрести сразу большой конструктор, имеющий детали различной формы (бруски, пирамидки, конусы и др.), а двухлетнему ребенку пока предоставить для игры лишь небольшое количество деталей. Следовательно, конструктор вы покупаете "на вырост", потому что малышу такая игрушка еще долго будет интересна. Для этой цели очень хорошо подходит деревянный конструктор, имеющий окрашенные и неокрашенные детали среднего размера (от 5 до 25 см). С мелкими деталями такого конструктора ребенок может играть на столе, а из крупных деталей создавать конструкции на полу. При покупке следует обращать внимание на качество обработки материала, чтобы малыш при игре не поранил ручки.

Деревянный конструктор, детали которого не скрепляются между собой, позволяет развивать координацию движений ребенка, потому что в этом возрасте действия его еще не очень точны и уверенны. Четкого управления движениями требуют от ребенка действия с таким конструктором, ведь постройку из него можно легко разрушить. Различные постройки можно делать из такого конструктора: различную мебель, домик для куклы, гаражи для машин разных размеров, горки для катания шариков, мосты, дорожки и т.д. В качестве предметов-заместителей, обозначающих в игре реальные предметы (машинку, расческу, утюг и т.д.), можно использовать отдельные детали конструктора.

Двухлетнему ребенку, помимо строительных наборов с несоединяющимися деталями, может подойти конструктор серии "Лего" с крупными деталями размером 10 - 15 см. Детали такого конструктора удобно удерживать в детской ручке и скреплять между собой. Из такого конструктора получаются более прочные и устойчивые постройки.

Большого значения собственным постройкам малыши до трех лет не придают, поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок их разрушает. Свои возможности и значимость как творца и созидателя ребенок ощущает как раз таким образом.

Ребенку можно показать, как может преобразовываться окружающее его пространство: накрыв стол тканью, можно получить дом, автомобиль или автобус можно соорудить из стульев. Можно использовать предметы мебели (стулья, столы), предметы обихода, ткани и другие подручные средства. Конструирование является своего рода экспериментированием, с помощью которого развиваются творческие и умственные способности ребенка, а также его самостоятельность, внимание, целенаправленность и произвольность, и через собственный опыт обогащается представление о свойствах предметов и пространства. Такие занятия, кроме того, полезны для развития моторики ручек, как крупной, так и мелкой.

Книжки-картинки - первые детские книжки

Дети очень любят картинки, им нравится их рассматривать и внимательно слушать рассказы взрослых. Имеются специальные наборы и книжки с яркими картинками. По этим картинкам взрослые придумывают рассказы и сказки, привлекая ребенка поучаствовать. Малыш сначала только слушает рассказы взрослого, потом начинает узнавать и называть некоторые изображения. При таких занятиях надо использовать картинки, не переполненные лишними деталями. Самое хорошее - одно изображение на развороте, чтобы малыш мог легко сфокусировать свое внимание.

При подборе картинок надо учитывать следующее:

1. Картинки должны быть выполнены на высоком художественном уровне, быть ясными и четкими, с предметами и животными, знакомыми ребенку.
2. Использовать следует как предметные картинки - изображения отдельных предметов, так и сюжетные картинки, изображающие какое-либо действие или сюжет.
3. Надо также использовать комплекты картинок, где одни и те же персонажи имеют различное пространственное положение (например, птичка над деревом, птичка на дереве, птичка под деревом). Такие картинки необходимы для того, чтобы научить малыша понимать пространственные предлоги.

Для организации различных игр можно использовать интерес детей к картинкам.

А теперь рассмотрим некоторые игры:

Найди нужный предмет

Для этой игры нужны несколько картинок ( 3 - 5), с ясными и четкими изображениями знакомых  малышу вещей и соответствующих предметов - игрушек или предметов одежды. Важно, чтобы малыш почувствовал связь между предметом реальным и предметом, который изображен на картинке. Например, кукла, собачка, чашка, рукавичка, шапочка и др. Надо положить перед ребенком картинки и сказать: "Посмотри, вот настоящие вещи, а вот картинки. Давай на картинки положим те вещи, которые на них нарисованы. Что надо положить на эту картинку, как ты думаешь? Куда мы можем положить эту собачку?" Ребенку поначалу, конечно, самостоятельно выполнить это задание будет сложно. Вы должны ему помочь и показать, как это надо сделать. После того, как предметы разложены "по местам", надо их снова "перепутать", чтобы ребенок сам навел порядок.

Найди половинку

Для этой игры подойдут красочные открытки. Надо взять 2 набора. Открытки одного набора надо предварительно разрезать пополам. Задача этой игры - сориентировать малыша на установление логической связи и цветового единства, позволяющее малышу составить одно целое из двух частей. Надо показать ребенку половинку и попросить его найти к этой половинке ту, которая к ней подходит, из 3 - 4 ( не более) половинок от разных открыток. Перед малышом предварительно надо положить ту целую открытку, к которой он должен найти половинку. Если малышу еще трудно справиться с этим заданием, можно сначала вместе попробовать прикладывать половинку к другим половинкам открыток и искать, когда, наконец, получится законченное понятное изображение.

С картинками, помимо таких заданий, можно придумывать и разыгрывать несложные интересные сюжеты, используя картинки с изображениями различных персонажей.

Мяч - помощник при общении

Мяч взрослые часто воспринимают только в качестве средства для упражнений для развития физических качеств - ловкости, меткости, силы. Упражнений с мячом, которые способствуют физическому развитию малыша, существует великое множество. Игры с мячом, этой простой игрушкой, помогают также развитию общения и способности отдавать и принимать, удерживая и выпуская мячик.

Игрушечный арсенал малыша должен содержать несколько мячей разного размера, которые изготовлены из разных материалов: большой надувной мяч, воздушный шарик, мячи от пинг-понга и теннисные мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток, спортивные резиновые мячи. Необходимо отвести для игр с мячами специальное место, где бы у ребенка была возможность свободно передвигаться, не цепляясь ногами за коврик и не натыкаясь на углы мебели.

Вкладыши и коробки форм

Так называемые автодидактические игрушки (матрешки, вкладыши, пирамидки, коробки форм) остаются актуальными для ребенка двух лет. Более же сложные задания становятся доступными ребенку с развитием мышления и речи (с зарождением наглядно-образного мышления - способности совершать в уме некоторые действия).

Ребенок к этому возрасту уже может собирать пирамидку из большего количества колечек. Теперь малышу для игры можно предложить вкладыши с изображениями различных предметов, животных, овощей и фруктов. Ребенок должен подобрать к окошку вкладыш соответствующей формы.

Интересны будут ребенку и такие вкладыши, в которых картинки с предметами представляют собой части большой сюжетной картины. При игре с такими вкладышами можно представлять ситуации с развитием какой-либо сказки или истории.

Игрушки динамические

Ребенка третьего года жизни характеризует яркая познавательная активность к оружающим предметам и миру в целом. Малыш познает мир, осуществляя действия с предметами, экспериментируя с ними. В задачу взрослого входит поддерживать и развивать страсть у ребенка к познанию, а также разнообразить предметный мир, который окружает малыша.

Динамические игрушки, передающие определенное движение, которое собственным усилием вызывает ребенок (качает неваляшку, раскручивает юлу, запускает катиться шарики). Динамические игрушки разделяются на следующие виды:

- качающиеся (лошадка-качалка, кукла-неваляшка);
- игрушки-каталки ( сороконожка, зайка-барабанщик, барабанчик с бубенчиками);
- крутящиеся (волчок, юла, мобили);
- лазающие и кувыркающиеся (клоун-акробат, клоун-верхолаз);
- катящиеся (мячи, кегельбан - дорожка для катания шариков);
- шагающие игрушки (кукла, умеющая ходить).

Следует заметить, что электронные, заводные и другие игрушки такого типа, передающие движение, динамическими не являются (например, прыгающая лягушка, ходячая и лающая собачка и др.). В них ребенок не в состоянии постичь принцип, рождающий движение. Активность действия самого ребенка такие игрушки исключают, потому что от него не зависит, как именно будет двигаться робот или прыгать лягушка.

Вокруг нас можно найти много всего интересного и неизведанного для малыша. Чтобы в простом увидеть сюрприз, используйте интерес ребенка и свою фантазию. Радость открытия и познания внесут в жизнь малыша игры с песком, водой, выдувание мыльных пузырей и многое другое.

Представление о себе и своих возможностях является важным достижением ребенка раннего возраста. Ребенок ощущает степень влияния на окружающий мир, свою значимость, самостоятельность. Он обретает свое Я. Очень важно на этом этапе признание взрослыми тех достижений, с которыми их ребенок переходит в стадию дошкольного детства.


По материалам сайта: Женский онлайн журнал